Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Политика и геополитика / Морская политика / Статьи
Транспортная неделя - 2018: краткий обзор отрасли водного транспорта
Материал разместил: АдминистраторДата публикации: 27-11-2018
На фоне роста портовых мощностей, развития судоходства на Севморпути, переноса основной грузовой базы на реку портрет водной отрасли к 2024 году должен существенно преобразиться благодаря цифровизации, которая открывает новые возможности, меняет бизнес-модели, позиции игроков рынка и стоимость конечного продукта. Об этом речь шла с 17 по 22 ноября в Москве в Гостином Дворе в рамках крупнейшего ежегодного международного форума и выставки «Транспортная неделя 2018». В этом году лейтмотивом деловой программы стала цифровизация транспорта.

"Наша миссия - создать единую цифровую платформу транспортного комплекса. Единое, защищенное пространство с сервисом по принципу одного окна. Фактически будет создан зеленый цифровой коридор. Быстрое и качественное оформление и прохождение грузов с использованием электронной навигационной пломбы, инфраструктуры системы «Патон» и ГЛОНАСС. Удобное предварительное информирование о грузе путем электронного документооборота и электронной товарно-транспортной накладной. Ускоренное прохождение грузов в пунктах пропуска – все это обеспечит новую мобильность.  Рассчитываем на то, что для предприятий будет доступна мультимодальная биржа грузовых перевозок, а для пассажиров - полноценный электронный билет», - отметил в своём выступлении министр транспорта РФ Евгений Дитрих.

В рамках отраслевой конференции «Морской и речной транспорт - системный элемент магистральной инфраструктуры» помощник президента РФ Игорь Левитин перечислил те проблемы водной отрасли, в которых необходимо провести работу над ошибками. В частности, на юге к 2004 году была построена железная дорога к порту под Астраханью, но порт не получился. На Каспии нужны суда большой вместимости для перевозки большого количества автомобилей. Та из стран Каспийского соглашения, которая предложит варианты новых моделей перевозок, будет доминировать на Каспии.

На Чёрном море, по мнению Игоря Левитина, сегодня построен самый современный с точки зрения технологии и экологии порт – Тамань. «Частный порт. Чем он интересен? Он возьмет суда максимальной вместимости, которые пройдут через Босфор. У нас ни одного порта такого на Черном море пока не было», - отметил помощник президента.

«Северный морской путь. Вы знаете, что есть поручение - 80 млн тонн. Сабетта, конечно, должна взять значительный объем из этих грузов», - заявил Левитин.

Заместитель министра транспорта, руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Юрий Цветков  напомнил о майском указе президента, который определяет задачи развития страны до 2024 года, в котором поставлены три ключевые задачи в области морского и речного транспорта: на треть увеличить мощность морских портов, достичь показателей перевозок по Северному морскому пути в 80 млн тонн, увеличить пропускную способность внутренних водных путей. Для решения этих задач правительством был разработан и утвержден комплексный план расширения и модернизации инфраструктуры.

Далее Юрий Цветков перешел к проблемам обеспечения гарантированных глубин на внутренних водных путях, составляющих в России порядка 100 тыс. километров. «Поставлена задача за 6 лет ликвидировать эти лимитирующие участки, что позволит нам увеличить пропускную способность внутренних водных путей на 55 млн тонн. В этих целях планируется построить ряд гидротехнических сооружений - это Нижегородский гидроузел, Багаевский гидроузел. Провести часть ремонтных и дноуглубительных работ. Построить специализированный флот – в том числе, мощные землечерпалки. Что нам это даст? Мощный толчок развитию территорий, развитию бизнеса», -рассказал замминистра транспорта.

Постепенным внедрением в практику комплексного транспортно-экономического баланса в стране предстоит преодоление неравных условий конкуренции внутреннего водного транспорта с другими видами транспорта

Запущен ряд масштабных индустриальных проектов в Арктике. Сегодня перевозки по Севморпути вышли уже на цифру в 15 млн тонн. В том числе, 500 тыс. тонн составляет транзит. Наиболее важным проектом здесь является «Арктик СПГ-2», который осуществляет «Новатек». Именно он должен обеспечить 50% грузов из 80 млн тонн в указе президента.

В числе основных задач и вызовов морской отрасли были названы: обновление ледокольного флота, строительство многофункциональных аварийно-спасательных судов, обновление гидрографического и лоцмейстерского флота.

Среди факторов, по которым российский флот проигрывает конкуренцию иностранцам, аудитория назвала отсутствие доступности финансовых ресурсов (кредитная ставка в зарубежных банках под обновление флота составляет 2-4%, что несопоставимо с российскими баками), а также административные барьеры.

По словам гендиректора ПАО «Совкомфлот» Сергея Франка, в ближайшем будущем в Арктике будет разворачиваться не конкуренция судовладельцев, а конкуренция систем регистрации флота, систем финансирования флота.

Много было сказано и о СПГ. «Арктика, безопасность и экология идут вместе. Мы верим в то, что газ – это топливо будущего. Думаю, что финансовые наши институты должны с регулятором обсуждать и «зеленое» финансирование, потому что это вопрос не праздный, им нужно серьезно заниматься. По этому пути идут сейчас наши судостроители. На «Звезде» развернуто производство «зеленых» «Афрамаксов». Мы совсем недавно здесь свою серию продлили. Надеемся получить в эксплуатацию первое судно со «Звезды» в 2021 году», - рассказал Сергей Франк.

Сергей Франк подчеркнул, что переход на газомоторное топливо позволит соответствовать как вступающим в силу новым экологическим стандартам, так и грядущим ограничениям по выбросам CO2 и парниковых газов на морском транспорте.

Серийное строительство «зелёных» танкеров уже развернуто в России на судостроительных мощностях ССК «Звезда» (Приморский край). Ввод в эксплуатацию первого танкера на СПГ планируется в 2022 году.

В ходе деловой программы Транспортной Недели на расширенном заседании Совета потребителей по вопросам деятельности ФГУП «Росморпорт», гендиректор ФГУП Росморпорт Андрей Лаврищев рассказал о ходе подготовки к акционированию ФГУП Росморпорт, к преобразованию его в акционерное общество. «Соответствующий проект закона прошел первое обсуждение в федеральных органах исполнительной власти. Закон предусматривает реорганизацию ФГУП «Росморпорт» с определенными ограничениями», - сообщил Андрей Лаврищев. Ограничения обусловлены спецификой отдельных объектов инфраструктуры морских портов, которые находятся в федеральной собственности и не подлежат отчуждению в частную собственность, т.к. имеют особый статус. К таким объектам относятся объекты системы управления движением судов, объекты инфраструктуры порта, необходимые для функционирования глобальной морской системы и другие. «По нашему мнению, форма Акционерного Общества позволит Росморпорту стать более гибким и комфортным для взаимодействия, позволит повысить оперативность принятия решений и не нарушит интересы государства по части сохранения федеральной собственности. Схожие правовые механизмы были ранее использованы при проведении структурных преобразований в ГК Росатом и Ростех, а также при акционировании ФГУП «Почта России», - подытожил гендиректор Росморпорта.

Руководитель дирекции Северного морского пути и глава госкорпорации «Росатом» Вячеслав Рукша рассказал о скоростных режимах перевозки в Арктике: «Мы впервые восстановили свои знания в мощном электродвижении. Вместо французской фирмы «Конвертин» электродвижение поставляет Крыловский центр вместе с Русэлпромом. Дорогой и объемный груз вы не можете везти со скоростью 1-2 узла. В Арктике, как минимум, в Карском море, средние скоростные режимы должны поддерживаться, на мой взгляд, на уроне 10-12 узлов. И тогда мы придем к более серьезному и более жесткому требованию о достаточности ледокольного обеспечения, чем мы сегодня и занимаемся. Мы рассматриваем, конечно, ледоколы на газомоторном топливе, но хочу обратить внимание, что в Арктике с мощностью меньше 40 мегаватт сегодня уже делать нечего. Должен быть мощный ледокол, способный обеспечить скоростной режим», - заявил Вячеслав Рукша

 О рынке бункеровки в мировом судоходстве говорил замминистра энергетики РФ Павел Сорокин. «Если сейчас посмотреть на рынок бункеровки в России – это 13 млн тонн. Из них 10 млн тонн – это мазут. И большая часть производителей уже имеет возможность производить низкосернистое судовое топливо. Часть будут блендировать. То есть, создать установки по блендированию гораздо проще, чем полностью переориентировать производство. Но в целом мы думаем, что использование мазута упадет примерно в два раза, а стоимость блендированного топлива с низким содержанием серы резко вырастет. Как это будет реально администрироваться - время покажет. Но я думаю, что проблем именно с этим не возникнет- такой прогноз озвучил Павел Сокрокин.

Замглавы Минэнерго сообщил и о стимулирующих мерах. По его словам, в рамках налогового маневра, который с 1 января заработает, предусматриваются доплаты - небольшая премия на каждую тонну произведенного судового топлива с низким содержанием серы и в Балтийском бассейне, и на Дальнем Востоке. Причем, на Дальнем Востоке эта доплата будет больше, потому что там требуются дополнительные вложения.

«Что касается СПГ-бункеровки, думаю, что за этим будущее. Во-первых, это экологично, во-вторых, газ доступен в очень большом объеме в мире. И по мере развития инфраструктуры это естественно будет все более популярным видом бункеровки. Будем изучать сейчас, какие дополнительные меры нужны, чтобы ответ бизнеса развивался. Потому что в текущем формате где-то 1,5-2 млн. тонн бункеровки СПГ будет в России через 15-17 лет. Естественно, потенциал гораздо больше», - заявил Павел Сорокин.

Анна Горнова


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Политика и геополитика
Возрастное ограничение