Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Политика и геополитика / Морская политика / Мероприятия
В Госдуме обсудили развитие гражданского судостроения в России
Материал разместил: Горнова Анна МихайловнаДата публикации: 17-12-2017
В Госдуме обсудили состояние и перспективы судоходной отрасли. 14 декабря состоялось совместное заседание Экспертного совета по развитию судостроительной промышленности и морской технике и Комитета по судостроительной промышленности и морской технике Союза машиностроителей Росси. Депутаты, эксперты и представителей профильных министерств и ведомств затронули актуальные вопросы законодательного обеспечения развития  судостроения в России.

Открывая заседание, Председатель Экспертного совета и глава АО «ОСК» Алексей Рахманов заметил, что повестка этого заседания важна не только для судостроителей, но и для смежных отраслей.

Участники подробно обсудили поправки в Кодекс торгового мореплавания в части расширения понятия «каботаж», который проходит чтения в Государственной Думе. Было отмечено, что данный законопроект позволит вдохнуть новую жизнь в развитие Севморпути и дать дополнительную грузовую базу российским перевозчикам. Пока что речь идёт исключительно об акватории СМП. Удалось сбалансировать интересы судостроителей и грузовладельцев.

«Ожидается, что произойдёт некоторое перераспределение каботажных перевозок в пользу российских судовладельцев и операторов судов. Мы давно выступаем за введение на территории страны режима поддержки отечественного судостроения, и данный законопроект – это только начало цепочки изменений. Предполагаем, что за этим должно последовать решение государства о стимулировании строительства на российских верфях. Это значительно расширит возможности отечественных судоходных и судостроительных компаний, приведёт к увеличению заказов на строительство в России. Надеемся, что через 5-6 лет у нас появится достаточно судов для работы на Севморпути. Очень важно было сосредоточить судоходство и судостроение вместе», - подчеркнул Алексей Рахманов.

Заместитель министра транспорта РФ – руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Виктор Олерский обратил внимание на новые тренды времени, в том числе на большой объём работ на шельфе, необходимость применения специальных протекционистских мер и  актуальность создания комфортной морской среды судовладельцев, которые станут заказчиками нового современного флота.

Председатель Общероссийского движения поддержки флота Михаил Ненашев отметил, что компании, которые строят и развивают судостроительные предприятия в регионах должны получать преференции в этих регионах, а не противостояние и в буквальном смысле «палки в колёса».

Обсуждая подготовку законопроекта № 261318-7 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в части согласования с координационным органом Правительства РФ), эксперты рассмотрели ситуацию, которую предстоит изменить в русле импортозамещения. Так, в среднем ежегодно российские судовладельцы и заказчики морских услуг тратят от 3 до 5 млрд. долларов на закупки за рубежом. На фрахт иностранных судов российские грузовладельцы в год тратят порядка 100 млрд. долларов.  Законопроект обязывает  компании с госучастием свыше 50% в уставном капитале закупать суда у российских верфей. Сферы и зоны применения данного закона будет определять Правительство. Участники высказывались за распространение этой меры в перспективе на всех, кто пользуется рентой и перевозит природные ресурсы.

Заместитель директора Департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга РФ Николай Шабликов отметил, что в последней редакции законопроекта перечень лиц для обязательного согласования с Правительством расширен дочерними лицами госкомпаний. При этом вопрос затронет не только закупку судов, но также и услуги с использованием иностранных судов.

Критерий «Сделано в России»  в судостроении теперь таков:

  • На текущий момент: сборочные операции, где не менее 30% судового оборудования произведено в РФ;
  • С 1 января 2020 г. до 40% комплексного судового оборудования российского производства;
  • С 2022 г. до 50%.

Классифицироваться все виды технологического судового оборудования будут по международным нормативам.

В ходе заседания речь зашла и об инвестиционных квотах для судов рыбопромыслового флота. «Впервые промышленность договорилась с заказчиками, и мы ввели процентное соотношение для судов, строящихся на российских верфях. Задача для нас была, прежде всего, чтобы пользователи водных биоресурсов думали, как развивать отечественное производство, потому как изначально от них звучало, что это должен быть 100% иностранный контент. Мы провели анализ того оборудования, которое используется на рыбопромысловых судах в настоящее время и показываем им то направление, куда движется сейчас мировая промышленность», - рассказал представитель Минпромторга.

Минпромторг озвучил свои планы, в которых министерство намерено идти в направлении предоставления преимущественных прав и создания различных преференций для судов, построенных на российских судостроительных предприятиях, включая утилизационный грант, предоставление субсидий  и др. мер стимулирования.

В заключении Председатель Экспертного Совета и глава ОСК Алексей Рахманов озвучил стратегическую цель российских судостроителей  - выход на внешний рынок с конкурентной ценой. «Китай  лишь порядка 15% флота строит для себя, всё остальное - на экспорт. Конкурентоспособность российского судостроения не в стране, она на внешних рынках. Если мы поймём что можем это делать, соответственно у нас это получится. Тогда можно считать, что мы всё сделали правильно».

Алексей Рахманов коснулся вопроса развития робототехники. «Сегодня уже есть  самошвартующиеся самоходные суда, которые работают на линиях, которые могут работать в дистанционных районах. Речь идёт о современных принципах движения судов. Давайте разрабатывать новые технологии, а старые запрещать. Нужно идти вперёд: новые виды топлива, технологии – это наше будущее. Если судостроение сегодня-это железо, то завтра  - это электроника. Те, кто этого не понимают, будут постепенно и неизбежно терять рынок», - резюмировал глава ОСК.

Анна Горнова


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Политика и геополитика
Возрастное ограничение