Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Политика и геополитика / Морская политика / Статьи
В Госдуме предложили перспективу развития морского транспорта в условиях новой геополитики
Материал разместил: AдминистраторДата публикации: 17-11-2022

В настоящее время процессы импортозамещения на различных направлениях имеют неоднородную динамику. Есть как позитивные примеры, так и провальные точки. Текущие условия СВО обязывают к мониторингу и оперативному регулированию этого процесса.

20 октября в Государственной Думе РФ состоялось заседание Рабочей группы по вопросам защиты внутреннего рынка и экспорта в условиях недружественных действий западных государств и иностранных участников российского рынка в целях поддержки предприятий и производств, занимающихся научными исследованиями, производством и внедрением в России специализированных материалов и технологий.

В заседании Рабочей группы приняли участие эксперты Центра стратегических оценок и прогнозов – координатор проекта «Морская политика» Анна Горнова и вице-президент Ассоциации авиационно-космической, морской, экстремальной и экологической медицины Юрий Тарасов.

Участники рассмотрели вопросы импортозамещения в сфере строительства транспортной инфраструктуры. Докладчики рассказали о ситуации по отдельным направлениям, о своих разработках, проблемах, с которыми сталкиваются в регионах, о том, что поможет удешевить строительство транспортной инфраструктуры страны.

В ходе заседания с информацией о ситуации, сложившейся в сфере транспортной независимости РФ в части морского транспорта, выступила координатор проекта «Морская политика» Центра стратегических оценок и прогнозов Анна Горнова.

Она отметила, что к 2022 году введенные коллективным западом санкции против России из-за проведения на Украине специальной военной операции выявили факт дефицита крупнотоннажных отечественных судов. Официальная статистика для отчётов же «закрывается» за счёт тоннажа в 5-6 тыс. т. судов «река-море», которые могут ходить вдоль берегов Балтийского, Чёрного, Средиземного морей, а также обслуживающего флота. Европейские морские порты для российского торгового флота закрыты.

Однако, чтобы доставить коммерческие грузы в страны Южной Америки, Африканского континента, Индию, Китай и другие Азиатские страны требуется крупный тоннаж: балкеры, контейнеровозы, газовозы, суда Ро-Ро, лесовозы и пассажирские суда. А их нет или существенно не хватает. Катастрофически не хватает и рефрижераторного флота для вывоза уловов с места добычи в холодильники в наши рыбные порты.

Существенно не хватает танкеров. Российский нефтеналивной флот только на 15% обеспечивает нефтяной экспорт РФ. Больше половины нефти и нефтепродуктов из портов РФ доставляются танкерами греческих судовладельцев, другие флаги зарабатывают на этих перевозках баснословные деньги.     

«В этом году в России собрали богатый урожай зерновых, но нет соответствующих судов, чтобы вывезти это зерно на экспорт в те страны, что не находятся под давлением санкций Запада. В результате элеваторы переполнены, а так называемая «зерновая сделка» работает только в пользу Украины, о чём говорил уже и не раз Президент России.

Из-за дефицита отечественного балкерного флота возникла и проблема с вывозом угля. К такой ситуации привела забота грузовладельцев о коммерческой прибыли. Они много лет продавали свой уголь иностранцам в порту на условиях FOB вместо того, чтобы его везти покупателю и отдавать на условиях CIF в порту доставки.

Если бы законодатель вовремя привязал российский флаг к грузовой базе, сейчас могли бы возить и зерно, и уголь, и удобрения, и все другие грузы в те страны, где не обращают внимания на санкции. Недальновидная политика власти и компрадорская сущность бизнеса привели к тому, что перевозку наших внешнеторговых грузов на 30 лет заполучили иностранцы. Вот наглядный пример: в 2021 году общий объем российских морских грузоперевозок, включая экспорт и импорт составил 835 млн т. Из них под российским флагом было перевезено всего 25 млн т», - сообщила Анна Горнова.

Эксперт обратила внимание, что России есть Морская доктрина (Указ Президента РФ от 31.07.2022 № 512). При этом в огромной морской державе нет того, кто отвечает за наличие национального морского торгового флота. Минпромторг отвечает за всё строительство, но не изучает рынок: где, сколько мощностей и для чего нужно построить или закупить. Никогда никто не отвечает за срыв установленных сроков сдачи судов. В советское время этим занимались Госплан и Минморфлот. Там изучали рынок, привязывали к экспортно-импортной грузовой базе транспортные мощности, планировали загрузку флота. Сейчас системный анализ отсутствует, что привело к указанной выше ситуации.

«Для России централизация гражданского флота в госструктуру с одним окном даст существенные геополитические преимущества и социальный эффект, выраженный в кратном снижении цены на продукцию для населения»,- подчеркнула Анна Горнова.

Для решения проблем в направлении обеспечения промышленности РФ коммерческим крупнотоннажным морским флотом предложено:

  • рекомендовать разработать и включить в Стратегию развития морской деятельности РФ 2030 (от 30.08. 2019 г. № 1930-р) Программу по обеспечению российского экспорта и импорта крупнотоннажным флотом. Назначить по ней ответственных исполнителей. В рамках данной Программы предусмотреть полное техническое обслуживание флота на российской территории и дальнейшее развитие береговой инфраструктуры под эти суда. Определить возможность закупки судов на вторичном рынке и создание совместных предприятий с другими странами;
  • развивать морскую торговлю между странами БРИКС, обеспечение морским транспортом данного направления, рассмотреть в качестве стратегического инструмента ухода от долларовой зависимости;
  • рассмотреть Концепцию совместных контейнерных линий стран БРИКС, которая может стать каркасом транспортной логистики экономического и политического содружества стран БРИКС. Рассмотреть данную Концепцию в качестве экономического инструмента, способствующего созданию предпосылок для активного развития внешнеторговых связей стран на основе независимой от доллара новой валютной системы взаимных расчетов в рамках формируемых фондов развития и инвестиций с учётом финансового потенциала создаваемого совместного банка БРИКС в Шанхае;
  • проработать предложения по грузовой базе контейнерной линии стран БРИКС, а также предложить варианты организационной формы Международной судоходной корпорации с участием Российской Федерации.

Источник: www.morvesti.ru/news/1679/98922/ 


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Политика и геополитика