Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Политика и геополитика / Морская политика / Статьи
В России сливки лоцманского сбора утекают в частный карман
Материал разместил: Горнова Анна МихайловнаДата публикации: 01-07-2020

Проблемы организации системы лоцманского обслуживания в России Информ-24 прокомментировали члены Совета Федерации и эксперты. Ситуация с невыполнением части Постановления Конституционного суда затянулась на годы и требует скорейшего законодательного решения. В июле в Госдуме запланировано рассмотрение, внесённого членами Совета Федерации законопроекта № 889303-7 «О лоцманской службе».

Проблемы организации системы лоцманского обслуживания в России Информ-24 прокомментировали члены Совета Федерации и эксперты. Ситуация с невыполнением части Постановления Конституционного суда затянулась на годы и требует скорейшего законодательного решения. В июле в Госдуме запланировано рассмотрение, внесённого членами Совета Федерации законопроекта № 889303-7 «О лоцманской службе».

Вице-президент Фонда «Достояние нации», эксперт Центра стратегических оценок и прогнозов Юрий Тарасов: ФАС пытается провести в России демонополизацию лоцманских проводок

«Демонополизацию лоцмании пропагандирует в России антимонопольная служба. Демонополизация лоцманских проводок отчётливо проявилась в 2017 и 2019-м годах. И вот как это происходило. № 147-ФЗ и ППРФ № 293 обязывают ФАС проверять обоснованность расходования лоцманского сбора организациями. Однако, ФАС этого не выполняла, ограничиваясь лишь приёмом информации от компаний. 14 октября 2019 г. ФАС инициирует и размещает на Федеральном портале правовых актов проект ППРФ под названием «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ (конкретно в ППРФ № 293 от 23 апреля 2008 г.), которым предлагает вывести лоцманскую проводку в морских портах РФ из-под государственного регулирования. 27 декабря 2019 г. этот документ принимается как ПП № 1923. При этом предложений по демонополизации лоцманских услуг в России не поступало ни от одного федерального органа власти, включая профильное ведомство – Минтранс. Не было и финансово-экономического анализа системы лоцманских проводок в портах РФ, подтверждающего целесообразность перевода этой естественной монополии в сферу рыночной конкуренции. В качестве основания демонополизации лоцманских услуг ФАС сослалась на свой же Приказ № 781/17 от 13 июня 2017 г. об отмене ценового регулирования на лоцманские проводки. Хотя, можно предположить, что обращения и соответствующий анализ поступали в ФАС от частных компаний, которые поставили задачу вывести лоцманские проводки в рынок, с тем чтобы государственную функцию в прибыльном секторе лоцманских услуг превратить в собственный высокодоходный бизнес. Но так как данная сфера относится к системе национальной безопасности и лоцманская проводка - неотъемлемая часть комплекса безопасности мореплавания, обеспечивающего бесперебойную работу портов, частникам не удалось забрать этот сектор, и получился уродливый рынок, который выгоден отдельно взятым частным компаниям, а стране нет»

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Митин: во всех странах комплекс обеспечения безопасности мореплавания находится в руках государства

«Лоцманское звено нельзя вырывать из комплекса безопасности мореплавания, куда оно входит наравне с обеспечением проходных габаритов каналов и фарватеров, навигационно-гидрографическим обеспечением мореплавания, системой управления движением судов, государственным портовым контролем судов, системой судовых сообщений, регулированием движения судов, автоматической идентификационной системой, системой опознавания судов и слежения за ними на дальнем расстоянии. И во всех странах комплекс обеспечения безопасности мореплавания, конечно же, находится в руках государства, а лоцманы являются либо работниками государственных лоцманских служб (в Норвегии, Финляндии, Швеции, Латвии, Литве Эстонии, Греции, у лидера мировой экономики – Китая и др.) либо работают на некоммерческой основе по системе Self Employеd Pilot (в Нидерландах, Германии, Бельгии, Франции и пр.), где контролируются государством не менее жёстко, чем государственные. Системы различаются по странам, но нигде в сферу безопасности мореплавания не вторгается бизнес. У нас же с 2005 года произошло это негативное явление в результате своевременного неисполнения части 2 Постановления Конституционного суда от 6 апреля 2004 г. № 7-П, что необходимо исправить принятием поправок в КТМ.»

Координатор проекта «Морская политика» Центра стратегических оценок и прогнозов Анна Горнова: Коммерциализацию безопасности мореплавания необходимо исключить законом

«Работа лоцманов относится к сфере публичных интересов государств в части обеспечения безопасности мореплавания в национальных акваториях и сохранения водной среды жизнеобеспечения человечества. В своих оценках и действиях лоцманы должны быть независимы от влияния коммерческих интересов частных лиц - судовладельцев, грузовладельцев, владельцев терминалов. Благодаря развитию своих лоцманских служб прибрежные страны участвуют в глобальной миссии по предотвращению аварий, разливов и загрязнений на море. В основе лежит принцип универсального обслуживания - безопасная и эффективная лоцманская проводка без какой-либо дискриминации для всех пользователей портов. «Конечным выгодополучателем лоцманской услуги является государство и его народ», - такова позиция Европейской и Международной ассоциации лоцманов (EMPA и IMPA). Ведущие морские страны не допускают у себя рыночной конкуренции лоцманских служб. Лоцманскую проводку не рассматривают как бизнес и работу на хозяина. Концепция другая. Сегодня мастерство лоцмана и его профессиональный стандарт универсально и безусловно служат безопасному плаванию, государству и экологии моря. Коммерциализацию безопасности мореплавания необходимо исключить законом.

Не во всём конкуренция целесообразна, и в некоторых аспектах она должна уйти в прошлое, особенно там, где главенствует экологическая составляющая. Будущее за кооперацией в противостоянии глобальным вызовам для человечества, перед лицом которых придётся объединяться, чтобы выжить. Это касается в том числе экологических и биологических угроз. Всем нам следует почувствовать своё единство с планетой и каждый раз задавать себе вопрос – что лучше для её экологии? Как сократить риски и излишнюю нагрузку на окружающую среду? А в данном случае конкуренция –это двойная и тройная нагрузка на акваторию»

Член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Виктор Павленко: в России сливки лоцманского сбора утекают в частный карман

«По результатам последних лет мы имеем такую экономику: величина лоцманского сбора в стране ежегодно составляет 3,5-4 миллиарда рублей. У нас 67 морских портов. Частные лоцманские компании локализовались в 15-ти прибыльных портах и нефтяных терминалах и осуществляют около 1/3 лоцманских проводок, в основном только рентабельных и высокодоходных. ФГУП Росморпорт делает все остальные 2/3 проводок, включая малорентабельные. По итогам года и те, и другие получают объём лоцманского сбора примерно равный по размеру. Статистика показывает: 2017 год - 1 668 018/1 607 712; 2018 год – 1 971 068/1 728 291; 2019 год – 1 784 532/2 020 726 (тыс. руб.), - соответственно, частные компании/ФГУП «Росморпорт». При этом из прибыльного сегмента лоцманского сбора порядка 500 млн. рублей ежегодно утекает в доход частных лиц, чего нет нигде в мире. И ещё какая-то часть оседает у агентов, которые обеспечивают частникам более выгодные заказы, что предполагает наличие коррупционного фактора. Один портовый сбор администрируется у нас разными организациями по-разному. Росморпорт работает по КТМ в целях безопасности мореплавания, а частники согласно Гражданскому кодексу извлекают прибыль. Большая часть лоцманского сбора частных компаний в прибыльных портах путём завышения расходов выводится их хозяевами из сферы лоцманского обеспечения в доход других, аффилированных к ним компаний, вместо того, чтобы развивать лоцманские службы в тех портах, где лоцманский сбор не покрывает расходов по лоцманской проводке. Таким образом, сливки лоцманского сбора утекают в частный карман, а по итогам года у Росморпорта образуются сотни миллионов убытков по лоцманской деятельности. Уже 15 лет вот так утекают миллиарды рублей, которые закрываются из других государственных целевых сборов в порту. В результате, государство фактически дотирует прибыль двух десятков частных лоцманских компаний в прибыльных портах, наращивая её, в то время как подавляющее большинство лоцманских служб в стране работает на грани выживания. Конечно, такую ситуацию необходимо менять как можно быстрее. Для этого мы внесли и отстаиваем законопроект № 889303-7 «О лоцманской службе», цели которого -  выравнивание экономики лоцманского сбора в рамках единой системы между портами, повышение уровня подготовки и качества материально-технического обеспечения лоцманов, приведение национальной системы лоцманского обеспечения к общепринятым принципам и уровню лоцманских служб ведущих морских стран»

Председатель Межрегионального профсоюза лоцманов Владимир Кабанов: в режиме естественной монополии лоцманское обеспечение эффективнее чем конкуренция

«Развитые морские страны ушли от конкуренции в лоцманском обслуживании, т.к. она, не приводит ни к повышению качества проводки, ни к снижению её стоимости. В одном районе лоцманской проводки конкуренция приводит только к негативным последствиям: ухудшается материально-техническая база лоцманских организаций, ухудшаются условия труда лоцманов, ухудшается качество подготовки лоцманов. Следствием этих ухудшений является снижение уровня безопасности мореплавания. К тому же, когда на одной акватории задействованы две лоцманские организации, суммарные расходы и инфраструктурные издержки на одну лоцманскую операцию увеличиваются кратно. Об этом ясно говорят выводы EMPA (Европейской ассоциации морских лоцманов) и позиция IMPA (Международной ассоциации морских лоцманов), опубликованная на её сайте. В режиме естественной монополии лоцманское обеспечение эффективнее чем конкуренция. Поэтому, конкуренция может возникать только там, где Правительство почему-то не выполняет Резолюцию ИМО А.960(23), то есть, когда в стране отсутствует компетентная лоцманская власть. Не ясно, какое ведомство в настоящее время у нас занято организацией лоцманского обслуживания - ФАС или Минтранс, позиции которых не совпадают, но результатом такой организации являются многомиллиардные убытки ФГУП «Росморпорт» по лоцманской деятельности. 

Накопившиеся проблемы в системе организации лоцманского обеспечения требуют внесения соответствующих изменений в нормативно-правовую базу. Однако, эти изменения систематически блокируются в органах власти лоббистами владельцев частных лоцманских компаний, имеющих прямую заинтересованность, снимающих сливки с лоцманского сбора в свой доход. А за убытки и несвоевременное принятие необходимых нормативных актов никто в стране не несёт ответственности. Лоцманы надеются, что с принятием законопроекта № 889303-7 в России наконец появится современная лоцманская служба на уровне передовых стран».


Источник: https://inform-24.com/18853-v-rossii-slivki-locmanskogo-sbora-utekajut-v-chastnyj-karman.html


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Политика и геополитика
Возрастное ограничение