Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Политика и геополитика / Морская политика / Аналитика
Владимир Кабанов - О проблеме организации лоцманского обеспечения в российских портах
Материал разместил: Горнова Анна МихайловнаДата публикации: 15-10-2020
Почему лоцманские госструктуры несут потери в миллиарды рублей, рассказывает Председатель Межрегионального профсоюза лоцманов, лоцман порта Санкт-Петербург, капитан дальнего плавания Владимир Кабанов.

По данным Союза лоцманов России, на сегодня государственная лоцманская служба стала убыточной и несет большие финансовые потери. Об убытках разговор пошел с 2008-го года, через некоторое время после того, как произошло образование частных лоцманских служб. При этом такой результат – вовсе не следствие конкуренции между государственными и коммерческими структурами.

Получивший вначале, после соответствующего решения Министерства транспорта в 2004 году, прибыльную лоцманскую службу ФГУП «Росморпорт» уже спустя четыре года оказался совсем в другой ситуации. По нашим подсчетам, с 2008 по 2014 годы суммарный убыток ФГУП «Росморпорт» по лоцманской деятельности составил порядка 4 млрд рублей. Нынешняя ситуация продолжает сложившуюся тенденцию.

Почему так получается? Проблема убытков Росморпорта по лоцманской деятельности обсуждается лоцманам со времени её появления. На первый взгляд выглядит всё просто.

Кроме ФГУП «Росморпорт», с 2005-го года лоцманскую проводку стали оказывать частные лоцманские компании, возникшие явочным порядком в портах. При этом реальность такова, что Росморпорт начал уступать право осуществлять лоцманскую деятельность частникам.

Очевидно, что расходы лоцманской организации на осуществление лоцманской проводки судна практически не зависят от размера судна, при этом доход прямо пропорционален размерам судна. Чем больше судно, тем больше доход. Поэтому частные организации по лоцманской проводке и появляются там, где есть возможность осуществлять лоцманскую проводку, с целью извлечения прибыли, в основном больших крупнотоннажных судов – огромных круизных лайнеров, танкеров, балкеров или контейнеровозов. Но поскольку Минтранс устанавливает районы, где лоцманская проводка является обязательной, то государственное предприятие «Росморпорт» вынуждено осуществлять лоцманскую проводку всех судов, в том числе и большое количество небольших, убыточных судов.

В действительности причины убытков лежат значительно глубже. Мы, лоцманы, можем назвать некоторые из главных.

Одна из главных причин убытков – безответственность. Убытки – это результат действий конкретных людей. И если эти конкретные люди, результатом деятельности которых являются эти многомиллиардные убытки, не несут никакой ответственности, то убытки и воспроизводятся, хотя бы потому, что напрямую связаны с прибылями частных лоцманских компаний. Если ставки лоцманского сбора рассчитаны правильно так, чтобы окупить все необходимые затраты лоцманской службы, то чем больше убытки ФГУП «Росморпорт», тем больше прибыли частных лоцманских компаний. Отсюда напрашивается вывод: в первую очередь в убытках ФГУП «Росморпорт» по лоцманской деятельности заинтересованы собственники частных организаций по лоцманской проводке.

Конечно же, одной из главных причин убытков являются неправильно рассчитанные ставки лоцманского сбора. Например, в порту Калининграда, ставки лоцманского сбора с судов намного ниже, чем в других портах. И при таких ставках организовать лоцманскую деятельность в порту рентабельно не представляется возможным. Эти ставки также рассчитывали совершенно конкретные люди.

Ещё одной из главных причин убытков является невыполнение Правительством России Резолюции ИМО А.960(23). Правительство почему-то не в состоянии организовать в стране компетентные лоцманские власти, которые и должны нести ответственность и за качество подготовки лоцманов, и за правильность расчета ставок лоцманского сбора, и за убытки, если такие случаются.

Но, по-моему, главной причиной убытков является отсутствие социального партнерства, предписанного частью 2 Трудового кодекса РФ. Ни представители ФГУП «Росморпорт», ни представители Минтранса не желают вести равноправный диалог с представителями лоцманов. Возможно, потому и не желают, что не хотят выявление лиц, ответственных за эти убытки.

А пока, за убытки расплачиваются лоцманы и другие работники лоцманских служб, зарплата которых могла бы быть существенно выше, если бы этих убытков не было.


По материалам информационного медиапортала "Море и Космос


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Политика и геополитика
Возрастное ограничение