Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Политика и геополитика / Морская политика / Статьи
За качеством доставки и хранения рыбной продукции проследят цифровые технологии
Материал разместил: Горнова Анна МихайловнаДата публикации: 08-04-2020

При доставке до покупателя в центральные регионы рыбы с дальневосточных и северных морей важны три основных параметра – экологичность, качество продукции и конечная цена. Ключевой индикатор контроля качества – это соблюдение температурного режима доставки и хранения. К сожалению, качество перевозки ж/д составами не всегда удовлетворяет требования грузовладельцев, да и нужных рефсекций в период путины зачастую не хватает. А когда приходится довольствоваться тем, что есть в наличии, какое уж тут качество перевозки.

На железной дороге грузоотправители сталкиваются также с проблемой несвоевременной доставки, а на автодороге так и вовсе бывает, что пропадают фуры с уловом. И все же производители креветки, например, уходят от железнодорожников на автотранспорт, потому что нет гарантий соблюдения температурного режима доставки. Да, это значительно дороже, зато нет риска потери качества продукции.

По оценкам экспертов, комплексное решение проблем лежит в сфере цифровых технологий и применения IT-сервиса. О том, как это может выглядеть, говорили на научно-практической конференции «Правовое обеспечение развития рыбохозяйственного комплекса РФ: прошлое, настоящее, будущее». 

Конференция организована в декабре прошлого года в Госдуме Комитетом по аграрным вопросам и была приурочена к 15-летию принятия федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов».

О проблемах доставки рефгрузов, причинах нарушения температурных режимов, законодательном регулировании, цифровых технологиях, идущих на смену человеческому фактору, и многом другом газете рассказал эксперт Центра стратегических оценок и прогнозов по цифровым технологиям для агросектора Андрей Сидоров.

– Андрей Владимирович, с какой основной проблемой сталкивается сегодня производитель рыбной продукции при доставке в магазины?

– Для нашей страны, протяженность которой с севера на юг более 4000 км, а с запада на восток почти 10 000 км, транспортировка рыбной продукции может занимать не одну неделю. На каждом этапе от вылова рыбы, от порта до полки в магазине может возникнуть нарушение правил хранения, переработки, транспортировки и сохранности продукции. В частности, нарушение температурного режима может привести к снижению качества товара, уменьшению сроков хранения. Нарушения температурных режимов происходят по многим причинам:

  • износ рефрижераторных вагонов на 90%;
  • экономия на ГСМ при рефрижераторных и изотермических перевозках (контейнеры и автотранспорт);
  • неподготовленный груз (долгое время нахождения груза вне температурного режима во время загрузки т.д.);
  • длительные простои рефрижераторного транспорта, ж/д тупики, прием продукции, отсутствие складов;
  • экономия на эксплуатации холодильной установки и отсутствие необходимого сервисного обслуживания на ж/д.

– Какая здесь имеется правовая база? Какие регламенты контролируют качество перевозки рыбы, которые обязаны соблюдать перевозчики?

– Сохранность качества рыбной продукции во время хранения и транспортировки регулируется нормативными актами, в частности техрегламентом Евразийского экономического союза «О безопасности рыбы и рыбной продукции», а также приказом Минтранса РФ от 30 июля 2014 г. № 211 «Об утверждении Порядка выдачи свидетельств о соответствии нормам, установленным Соглашением о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов».

– Получается, что, несмотря на эти регламенты, соблюдение температурного режима по-прежнему остается проблемным звеном в цепи доставки? Какой, на ваш взгляд, есть выход, какие технологические решения возможны?

– Современная общемировая тенденция цифровизации затронула в том числе и рыбную промышленность, где цифровые технологии – это не дань тренду, а необходимость для эффективного и конкурентоспособного развития. По нашим наблюдениям большая часть рыбной промышленности использует «аналоговый» подход в работе с информацией, что зачастую вызывает искажение и несвоевременность ее поступления. Достоверность информации определяют конкретные люди, что зачастую приводит к ошибкам или прямому умыслу исказить информацию, обслуживая интересы конкретных организаций. Если говорить про измерение и контроль температуры, то чаще всего они производятся на точках приемки путем ручного измерения текущей температуры груза без анализа температур перевозки. Мы придерживаемся мнения, что информация должна быть достоверной, доступной и своевременной. На базе этих убеждений в России разработан программно-аппаратный комплекс «Термофлит», который позволяет получать информацию по температуре перевозки в режиме онлайн в облачный сервис.

– Вы говорите, что пресловутый человеческий фактор уходит в прошлое. А чем гарантируется достоверность получаемой от системы информации?

– Достоверность информации, получаемой в облачный сервис, гарантирует сертификация. «Термофлит» – сертифицированный терморегистратор, где беспроводные датчики являются типами средства измерения и являются поверенными термодатчиками. Терморегистратор соответствует положениям 59 и 63 техрегламента ЕАЭС «О безопасности рыбы и рыбной продукции» и приказу Минтранса РФ от 30 июля 2014 г. № 211 «Об утверждении Порядка выдачи свидетельств о соответствии нормам, установленным Соглашением о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов».

– Как работает система «Термофлит»? В данном случае мы имеем дело с полностью отечественным российским продуктом? Платформа, софт – все российское? Кто разработчик данной технологии контроля и самого решения «Термофлит»?

– Разработчик продукта – российская IT-компания «Адвантум», которая занимается разработкой информационных систем уже на протяжении 18 лет, в том числе для лидеров отрасли ретейла – X5, «Ашан», «Метро» и других. К настоящему времени «Адвантум» наработал значительный опыт в области контроля температурных перевозок и контроля холодовой цепи при перевозках и хранении скоропота. Программное обеспечение (IT-платформа) и оборудование в данном случае все отечественное. Данные в облачный сервис поступают по каналу GPRS. Доступность и своевременность полученной информации организована с помощью веб-сервиса, который представляет информацию по запросу в режиме онлайн, а также способен оповещать заранее о возможных нарушениях через любые каналы связи: e-mail, sms и т.д.

– В чем преимущества «Термофлита» в работе с перевозчиками для сетевого ретейла?

– Большинство компаний, которые доставляют температурные грузы, ориентируются, как правило, на показания одного датчика, установленного внутри фургона. Чаще всего измерение температуры производится только на возврате воздушного потока. Благодаря тому, что в комплект поставки «Термофлита» входит два датчика, решение измеряет температуру не только на возврате (условно назовем датчик № 1), но и ближе к дверям кузова (датчик № 2). Это позволяет измерить температуру всего воздушного потока в кузове. При этом если наблюдается разница в показаниях датчиков в 2-4 градуса С и более, то это может свидетельствовать о том, что была произведена неправильная погрузка.

Рассмотрим ситуацию, когда груз был слишком плотно размещен в кузове, примыкая к дверям. В этом случае движение воздушных потоков было нарушено, и воздух от холодильной установки не проникал по всему объему кузова, а циркулировал в верхней части по кругу. В данном случае показания датчика № 2 соответствуют выставленной температуре, а показания датчика № 1 будут отличаться на 4-5 °С. При данной ситуации система заблаговременно оповестит о нарушении температурного режима, а не по факту прибытия груза. Это дает возможность предотвратить неправильную перевозку груза.

Разберем случай, когда «Термофлит» не использовался, информация о температуре поступала только от одного датчика и владелец груза наблюдал значительные отклонения от заданной нормы в 5 градусов. В этой ситуации в транспортную компанию поступила претензия о несоблюдении температурного режима перевозки. При наличии решения «Термофлит» на транспортном средстве в интерфейсе программы мы смогли увидеть, что водитель подготовил транспортное средство к перевозке, а именно достиг целевой температуры внутри кузова перед погрузкой: он включил холодильную установку заранее и выставил нужную температуру. В таком случае нет вины водителя и перевозчика. В несоблюдении температурного режима виноват склад. Таким образом, при отсутствии «Термофлита» претензия будет обращена к транспортной компании, а при его наличии – к стороне погрузки.

– Можно ли интегрировать эту отечественную разработку в те сквозные цифровые системы, которые формируются сейчас в отрасли и на транспорте либо в уже действующие составляющие этих систем?

– В данном случае можно интегрироваться с различными системами госконтроля, постепенно совершенствовать и преобразовывать их. Веб-сервис является площадкой, где доступ к информации имеют все участники хранения или перевозки скоропортящихся грузов. Это позволяет сделать максимально прозрачной информацию о соблюдении температурных режимов и минимизировать человеческий фактор в возможных нарушениях. Данные о соблюдении или о нарушениях температурных режимов могут также поступать в информационные системы контролирующих органов напрямую, например, в такие как ФГИС «ВетИС». Данные могут поступать напрямую с терморегистратора или можно организовать интеграцию на серверном уровне. Помимо задач по контролю температурного режима «Термофлит» разрешает контролировать своевременность доставки грузов, что позволяет планировать работу в пунктах погрузки/разгрузки. На данный момент системой уже пользуются десятки компаний, в их числе транспортные компании, владельцы грузов, склады. На каждом этапе хранения и транспортировки скоропортящегося груза «Термофлит» позволит гарантировать качество продукции на полке магазина.

– Каковы, на ваш взгляд, перспективы расширения функционала, дополнения IT-сервиса «Термофлит» другими параметрами контроля?

– Такой сервис может также контролировать параметры герметичности, влажности, решать логистические задачи, диагностировать сроки службы холодильного оборудования, а в перспективе значительно оптимизировать затраты на охрану грузов, решение задач транспортной безопасности, а также стать одним из эффективных цифровых инструментов слежения за движением товаров. С переходом на это оборудование мы достигаем главной цели – повышения качества рыбной продукции для массового потребителя. Переходим на цифровой онлайн-контроль доставки и хранения продукции, следствием чего станет сокращение человеческого, а следовательно, и коррупционного фактора, и как итог – снижение объема затрат на контролирующие процедуры.

Беседу вела Анна Горнова, координатор проекта «Морская политика» Центра стратегических оценок и прогнозов



Источник: http://www.morvesti.ru/analitika/1685/83059/ 


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Политика и геополитика
Возрастное ограничение