Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Политика и геополитика / США в глобальной политике / Статьи
Состояние и перспективы экономики США
Материал разместил: AдминистраторДата публикации: 23-11-2020
В 2019 году отмечается улучшение экономической ситуации в США. Предпринятые администрацией Д.Трампа меры по стимулированию экономики имели положительный эффект. Валовой внутренний продукт США в 2019 году оценивается в 21,4 трлн. долл. и в реальном исчислении увеличился за год на 3,2%. Среднегодовой реальный прирост ВВП США  в 2015-2019 годах составляет 2,3%. Темпы инфляции относительно низкие:  в среднем 1,7% за период.

Экономическому росту способствовало продолжение экономического курса на развитие производства на территории США, защиту американских производителей от недобросовестной конкуренции со стороны иностранных компаний, пересмотр невыгодных для США торговых соглашений, реформу налогового законодательства (в том числе снижение налога на прибыль корпораций), сокращение бюрократических процедур, а также повышение занятости. Благодаря предпринятым мерам численность занятых в экономике в 2019 году увеличилась на 1,1% и составила 157,5 млн. чел. Уровень безработицы сократился до 3,7% по сравнению с 5,3% в 2015 году.

В 2020 году из-за оказания негативного влияния на экономику США пандемии коронавируса COVID-19, ВВП, оценочно, составит 20,3 трлн. долл. (снижение на 5,3% по сравнению с 2019 годом), численность занятых в экономике – 146,0 млн. чел. (снижение на 7,3%). Уровень безработицы, оценочно, увеличится до 6,5% по сравнению с 3,7% в 2019 году (рис. 1).

Рисунок 1 – ВВП США и его реальный прирост в 2015-2020 годах

На фоне низких темпов прироста доходов федерального бюджета, отмечается довольно существенное увеличение федеральных расходов, в том числе в связи с расширением финансирования военных программ и программ по стимулированию экономики. Ожидается, что в 2020 году дефицит федерального бюджета превысит 1,1 трлн. долл. Его доля от расходов федерального бюджета составит 23,2%, а от ВВП – 5,4% (рис. 2).

Рисунок 2 – Доля дефицита от расходов федерального бюджета и от ВВП в 2015-2020 годах, %

Бюджетный дефицит обуславливает рост федерального долга. Совокупный федеральный долг США в 2020 году достигнет 24,1 трлн. долл., что составит 106,0% ВВП страны. Довольно большая часть публичного федерального долга (40-48%) принадлежит иностранным держателям и условно считается «внешним» федеральным долгом США. Основными иностранным государствами-держателями государственных облигаций США являются Китай (1126,6 млрд. долл.) и Япония (1069,8 млрд. долл.). Суммарно доля Японии и Китая оценивается в 35%. Среди других стран существенные пакеты государственных облигаций США (по 200-300 млрд. долл.; 3-5%) держат Бразилия, Великобритания, Ирландия, Швейцария, Люксембург, Каймановы острова и Гонконг.

Для обеспечения научно-технического превосходства США в мире значительные средства выделяются на НИОКР. В 2020 году общие расходы США на НИОКР оцениваются в 612,7 млрд. долл., их доля в ВВП находится на уровне 3,0%. Большая часть НИОКР проводится частными организациями (более 75%).

Отраслевая структура ВВП в 2019 году заметных изменений не претерпела. Основную долю в ВВП (более 50%) составляют сферы услуг, финансов и страхования. Доля обрабатывающей промышленности – 11%. Наиболее высокоразвитыми отраслями обрабатывающей промышленности являются транспортное машиностроение (авиационная, ракетно-космическая, автомобильная промышленность, локомотиво- и вагоностроение), сельскохозяйственное машиностроение, станкостроение, производство оборудования для добывающей промышленности, а также радиоэлектронная, химическая, металлургическая, легкая и пищевая промышленность (рис. 3).

Рисунок 3 – Отраслевая структура ВВП США в 2019 году, %

На финансово-экономическое положение США существенное влияние оказывают показатели внешней торговли. Сальдо торгового баланса США стабильно отрицательно. В 2019 году дефицит торгового баланса составил 804,6 млрд. долл. В 2020 году данный показатель, оценочно, составит 709,7 млрд. долл., однако по итогам года он может изменится в зависимости от развития ситуации с пандемией COVID-19 в мире (рис. 4).

Основными внешнеторговыми партнерами США являются Китай, Канада, Мексика и страны Евросоюза (Германия, Франция, Великобритания и Италия), на долю которых приходится более половины товарооборота.

Основу товарной структуры экспорта США составляют машины и оборудование, продукция химической промышленности, руды, металлы и продукция сельского хозяйства. Важное место в номенклатуре импорта занимает энергетическое сырье (преимущественно сырая нефть).

Рисунок 4 – Объемы экспорта и импорта США в 2015-2020 годах, млрд. долл.

В 2018 году был заключен новый торговый договор – «Соглашение Соединенных Штатов, Мексики и Канады» (the United States - Mexico - Canada Agreement (USMCA), который приходит на смену Соглашению  о североамериканской зоне свободной торговли (NAFTA). В 2019-2020 году проводится его ратификация странами-участницами. Новое соглашение способствует укреплению позиций американских производителей на рынках этих стран, однако оставляет право за ними оспаривать в суде протекционистские меры правительства США.

Китай для США является ведущим внешнеторговым партнером.  В товарной структуре американского импорта из Китая основными статьями являются машины и транспортное оборудование, различные готовые изделия, промышленные товары, а также химические вещества  и аналогичная продукция. В экспорте также преобладают машины  и транспортное оборудование, затем следуют химические вещества и аналогичная продукция, а также непродовольственное сырье, кроме топлива.

Дефицит торгового баланса США с Китаем многократно превышает данный показатель по другим странам и, с учетом большого суммарного объема двусторонней торговли, свидетельствует о наличии сильной взаимной зависимости экономик этих государств. Сложившаяся ситуация воспринимается администрацией Д.Трампа как препятствие росту американской экономики. В связи с этим 22 марта 2018 года президент США подписал меморандум «О борьбе с экономической агрессией Китая», согласно которому США ввели торговые пошлины на импорт из Китая стали (25%) и алюминия (10%). Китай, в свою очередь, обложил пошлинами американские сельскохозяйственные товары (15-25%). Впоследствии 25% пошлинами был обложен также импорт автомобилей, самолетов  и химической продукции из США. Дальнейший обмен ограничениями в значительных масштабах привел к тому, что президент США выразил намерение ввести повышенные пошлины на все товары из Китая. Для обхода наложенных пошлин товары преимущественно поставляются через другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Поставки химической промышленности из Кореи в США в 2018 году возросли на 40%, Японии – на 15%, а минерального топлива, смазочных материалов и прочей подобной продукции из Японии – на 48%.

Президент США Д.Трамп и вице-премьер Госсовета КНР Лю Хэ 15 января 2020 года подписали новое соглашение о торговых и экономических отношениях, которое предусматривает нормализацию взаимодействия стран в экономической сфере, в том числе снижение таможенных пошлин. Во внешнеторговых отношениях были достигнуты договоренности по наращиванию объемов товарооборота между странами. Предполагается, что в течение следующих двух лет КНР приобретет в США товары и услуги на сумму не менее 200 млрд. долл., в том числе промышленные товары, машины и оборудование и др. – на 77,7 млрд. долл., продовольственные товары и сельскохозяйственная продукция – 32 млрд. долл., энергетическое сырье – 52,4 млрд. долл. При этом планируемые объемы американского экспорта в Китай регламентированы как по годам (в 2020 г. – 76,7 млрд. долл., в 2021 г. – 123,3 млрд. долл.), так и по конкретным товарным группам (опережающими темпами должны расти закупки энергоносителей и сельскохозяйственной продукции: в три раза). При выполнении условий Соглашения в среднесрочной перспективе объемы импорта из США в Китай в 2025 году могут превысить 250 млрд. долл., что существенно сократит торговый дефицит США. Этому должно способствовать снижение таможенных пошлин до 7,5%, при сохранении ставки 25% на некоторые группы продовольственных товаров (рыба, масла, жиры), сельскохозяйственную продукцию (мясо, молочная продукция), продукцию химической промышленности, машины, оборудование, их части и др.

Весной 2020 года США были вынуждены временно снять торговые пошлины на ряд китайских товаров на сумму около 150 млрд. долл. Данные меры были вызваны необходимостью закупки специального медицинского оборудования и средств индивидуальной защиты китайского производства для сдерживания распространения коронавируса.

Транспортная инфраструктура США является одной из самых развитых в мире. Автомобильный парк страны в 2019 году насчитывал около 267 млн. ед., из них 12,2 млн. грузовых автомобилей. Протяженность автодорожной сети с твердым покрытием составляет 4480,0 тыс. км., железных дорог – 184,5 тыс. км.

Обеспеченность экономики США собственной сырой нефтью увеличилась до 75%. В 2018 году добыча нефти составила 625,0 млн. т.
В 2019 году ожидается увеличение ее добычи до 739,7 млн. т., а в 2020 году – снижение добычи до 728,9 млн. т. В то же время сохраняется довольно значительная зависимость от импорта нефти, который в 2018 году составил 414,4 млн. т. Основными поставщиками нефти в США являются Канада, Саудовская Аравия, Мексика, Ирак и Венесуэла.

В США созданы крупные мощности по переработке нефти. Производство нефтепродуктов полностью удовлетворяет потребности США. В 2018 году произведено 855,9 млн. т нефтепродуктов. Оценочно, в 2019 году объемы производства снизятся до 843,2 млн. т., а в 2020 году увеличатся до 859,3 млн. т.

Отмечается высокий уровень обеспеченности природным газом и углем. По природному газу имеются существенные экспортные возможности. В 2018 году добыча природного газа составила 861,9 млрд. куб. м, угля – 754,5 млн. т. Производство электроэнергии достигло 4174,4 млрд. кВт/ч. В 2019 году ожидается увеличение добычи природного газа до 943,2 млрд. куб. м (в 2020 году – до 985,7 млрд. куб. м), а также снижение объемов добычи угля до 719,1 млн. т (в 2020 году добыча, оценочно, составит 721,4 млн. т) и выработки электроэнергии до 4118,0 млрд. кВт/ч (в 2020 году, оценочно, составит 4153,9 млрд. кВт/ч).

Администрация президента Д.Трампа продолжает расширение масштабов финансирования строительства ВС США. В соответствие с первоначальными оценками согласно проекту федерального бюджета США на 2020 год (не учитывают возможного отрицательного влияния пандемии коронавируса на финансово-экономическое положение США) общие военные расходы на 2020 год оценивались в 788,1 млрд. долл., что является рекордным значением с 2015 года. По сравнению с показателем предыдущего года, в реальном исчислении (в постоянных ценах) общие военные расходы США увеличились на 5,9%.

В целом за период 2015-2020 годов отмечается снижение показателя милитаризации государственных финансов (с 17,4 до 16,6%), что связано  с опережающими темпами роста федерального бюджета. При этом, относительно стабильным является уровень милитаризации экономики (3,5% в 2020 году), колебания которого в течение периода не превышали  0,1-0,2 процентных пункта.

Объем военного бюджета США в 2020 году определен в 737,9 млрд. долл. Основным получателем средств по военному бюджету является министерство обороны (704,3 млрд. долл. в 2020 году, 95,5%). На военные ядерные программы выделено 24,8 млрд. долл. (3,3%), прочие военные программы – 8,8 млрд. долл. (1,2%).

Для организационной структуры бюджета МО США в 2015-2020 годах характерно довольно равномерное распределение расходов по видам ВС (по 25-29%). В 2020 году доля ВВС составляет 28,2%, ВМС – 27,8%, СВ – 24,5%. Доля расходов, не классифицированных по видам ВС в 2019 году оценивается в 19,5%. В наибольшей мере в 2020 году отмечается расширение объемов финансирования ВВС (на 21,3 млрд. долл.; 12%) и ВМС (19 млрд. долл.; 10,8%). Относительно невысокий рост расходов характерен СВ – на 3,6 (2,1%) (рис. 5).

Целевая структура бюджета МО в рассматриваемый период характеризуется достаточной стабильностью. Традиционно на первом месте находится бюджетная статья «Боевая подготовка и МТО войск», составляющая 29,8% всех расходов МО в 2020 году. Далее следуют статьи «Содержание военнослужащих» (23,2%), «Закупки ВВТ» (19,7%), «НИОКР» (13,6%), «Содержание гражданских служащих» (12,0%) и «Строительство военных объектов» (1,3%) (рис. 6).

Рисунок 5 – Распределение расходов министерства обороны по видам ВС в 2020 году, %

Рисунок 6 – Распределение расходов министерства обороны по целевому назначению в 2020 году, %

В наибольшей степени отмечается рост объемов финансирования технического оснащения ВС – 72 млрд. долл. (44%) за период 2015-2020 годов. В 2020 году на закупки ВВТ министерство обороны израсходовало 138,7 млрд. долл., на НИОКР –96,1 млрд. долл. Объем и структура ассигнований по данным статьям во многом зависят от состава и хода реализации крупных долгосрочных программ приобретения систем оружия.

К приоритетным программам приобретения ВВТ для СВ относятся многоцелевые вертолеты UH-60M «Блэк Хок» (общая стоимость программы – 28 млрд. долл.), транспортно-десантные вертолеты CH-47 «Чинук» (16,2 млрд. долл.), автоматизированная система связи оперативно-тактического звена «Вин-Т» (13,3 млрд. долл.), боевые бронированные машины (11,4 млрд. долл.), 155-мм самоходные гаубицы «Паладин» (7,5 млрд. долл.), портативная система связи по программе HMS (7,5 млрд. долл.).

К наиболее дорогостоящим программам ВВС относятся стратегические бомбардировщики B-21 «Рейдер» (81 млрд. долл.), ракеты-носители EELV (59,9 млрд. долл.), стратегические транспортно-заправочные самолеты KC-46A «Пегас» (41,2 млрд. долл.), военно-транспортные самолеты С-130J «Геркулес» (17,5 млрд. долл.), спутниковая система связи GPS III (5,8 млрд. долл.), космическая система обнаружения пусков баллистических ракет «Сбирс» (3,5 млрд. долл.).

Среди наиболее дорогостоящих программ ВМС выделяются многоцелевые атомные подводные лодки типа «Виргиния» (137,1 млрд. долл.), эскадренные миноносцы УРО типа «О.Берк» (128,2 млрд. долл.), ПЛАРБ типа «Колумбия» (101,3 млрд. долл.), баллистические ракеты подводных лодок «Трайдент-2» (59,6 млрд. долл.), атомные многоцелевые авианосцы типа «Джеральд Форд» (39,7 млрд. долл.), транспортно-десантные вертолеты CH-53K «Кинг Cтэльен» (28,3 млрд. долл.), самолеты ДРЛО E-2D «Усовершенствованный Хокай» (22,5 млрд. долл.).

Приоритетными централизованными программами приобретения ВВТ являются тактические истребители F-35 «Лайтнинг-2» (355,3 млрд. долл.), военно-транспортные самолеты V-22 «Оспрей» (65,1 млрд. долл.), многоцелевые бронеавтомобили повышенной проходимости (21,4 млрд. долл.), авиационные управляемые ракеты класса «воздух-воздух» AIM-120 (25,2 млрд. долл.), стратегические разведывательные БПЛА MQ-4C «Тритон» (15,5 млрд. долл.), управляемые авиационные бомбы JDAM (11,3 млрд. долл.).

К приоритетным программам разработок по авиационной технике отнесены: стратегический бомбардировщик B-21 «Рейдер», президентский самолет на базе «Боинг-747-8» по программе PAR, многоцелевой палубный БПЛА MQ-25 «Стингрей», перспективный истребитель завоевания господства в воздухе NGAD, по ракетно-космической технике – космическая радионавигационная система «Навстар», крылатая ракета воздушного базирования LRSO, интегрированная система ПВО/ПРО сухопутных войск AIAMD, перспективный стратегический ракетный комплекс наземного базирования (программа «Гбсд»), по военно-морской технике – ПЛАРБ типа «Колумбия».

Кроме того, финансируются НИОКР по модернизации авиационной техники (истребители F-35 «Лайтнинг-2», F-15 «Игл» и F-22 «Раптор», самолеты ДРЛО E-2D «Усовершенствованный Хокай», военно-транспортные самолеты V-22 «Оспрей»; транспортно-десантные вертолеты CH-53K «Кинг Стэльен», СН-47 «Чинук», поисково-спасательные вертолеты CRH, стратегические разведывательные БПЛА RQ-4 «Глобал Хок»), ракетного оружия (наземный стратегический компонент системы ПРО для перехвата баллистических целей на среднем участке траектории полета, многофункциональная система управления оружием «Иджис», космическая система обнаружения пусков баллистических ракет «Сбирс», противоракеты ПАК-3 ЗРК «Патриот», противоракетный комплекс ТХААД) и космической техники (ракеты-носители EELV и др.).

Данные образцы ВВТ во многом будут формировать технический облик и боевые возможности ВС США в последующие 20-40 лет. Особенностью проведения военных НИОКР в этот период будет расширение использования гражданских технологий и привлечения собственных ресурсов корпораций в интересах МО.

Военная промышленность США занимает лидирующие позиции в мире. Созданная в стране научно-техническая и производственная база позволяет осуществлять разработку, производство, ремонт, модернизацию и утилизацию ВВТ всех основных видов и типов. Общая численность занятых в военных отраслях промышленности в 2019 году превысила 2,2 млн. чел. (включая радиоэлектронную промышленность).  

Для военной промышленности США характерна полная отраслевая и внутриотраслевая структура. Имеются все виды и типы предприятий. Всего в отраслях военной промышленности США (исключая радиоэлектронную и атомную) выделено 466 предприятий. Среди них выделено 378 производственных предприятий (81% всех предприятий  в рассматриваемых отраслях), 45 ремонтных (10%), 35 НИО (7%) и восемь предприятий по утилизации (2%).

Больше всего предприятий относится к боеприпасной промышленности (101 предприятие; 22%), наименьшее число – 
к бронетанковой промышленности (58 предприятий; 12%). В других отраслях находится от 66 до 93 предприятий (по 14-20%) (рис. 7).

Рисунок 7 – Отраслевая структура военной промышленности США

Основу производственной базы американской военной промышленности составляет 173 сборочных предприятия. Наибольшим количеством сборочных предприятий (51 завод или 29,5%) располагает боеприпасная промышленность. В артиллерийско-стрелковой  промышленности имеется 44 сборочных предприятия, в остальных отраслях – от 14 до 26 заводов.

Отмечается высокая степень концентрации и монополизации военного производства. Лидирующие позиции занимают крупные корпорации, многие из которых являются транснациональными и высоко диверсифицированными. Среди них выделяются «Локхид Мартин», «Боинг», «Рейтеон», «Дженерал Дайнэмикс», «Нортроп Грумман», «Хантингтон Ингаллс Индастриз», «L3 Текнолоджиз», «Юнайтед Текнолоджиз» и ряд других. Продолжаются процессы слияния и поглощения крупных военно-промышленных компаний. Так, в середине 2018 году корпорация «Нортроп Грумман» приобрела компанию «Орбитал-АТК» – крупного подрядчика министерства обороны США и НАСА, производителя ракетно-космических систем, ракетного оружия, артиллерийского вооружения и боеприпасов. Достигнуто соглашение о слиянии в 2019 году крупнейших разработчиков и производителей военной электроники – корпораций «L3 Текнолоджиз» и «Хэррис».

В 2019 году предприятиями военной промышленности страны произведено: 291 самолет (из них боевых самолетов – 205 ед., самолетов вспомогательной авиации – 86 ед.), 232 вертолета (в том числе многоцелевых – 118 ед., ударных – 58 ед.), 517 оперативно-тактических ракет, более 5,0 тыс. тактических ракет (из них класса «воздух-воздух» – 1,5 тыс. ед., баллистических – 3,3 тыс. ед., класса «воздух-поверхность» – 160 ед.), 297 ЗУР большой и средней дальности, 189 ЗУР малой дальности и 559 ЗУР ближнего действия, 541 противоракета (из них 120 – дальнего действия и 421 – малой дальности), 12,7 тыс. ПТУР, две атомные многоцелевые подводные лодки и 11 надводных кораблей различных классов (в том числе два эскадренных миноносца УРО, два фрегата и пять патрульных кораблей). Практически все производимые образцы вооружения и военной техники – собственной разработки. В условиях мобилизации военной промышленности выпуск ВВТ основных видов может быть наращен многократно.

США являются крупнейшим мировым экспортером продукции военного назначения. По различным оценкам, на их долю приходится треть ежегодных объемов мирового экспорта данной продукции. В структуре экспорта по видам ВВТ ведущее место традиционно занимает авиационная техника, на которую приходится около половины всего стоимостного объема экспортных поставок ВВТ из США за рассматриваемый период. В число основных стран-импортеров американского вооружения входят Саудовская Аравия, ОАЭ, Япония, Тайвань, Республика Корея и Ирак.

В 2019 году США поставили за рубеж 76 боевых самолетов и 23 самолета вспомогательной авиации основных классов, 107 вертолетов, 24 оперативно-тактические ракеты, более 1,0 тыс. тактических ракет и около 4,0 тыс. ПТУР, свыше 700 ЗУР и 400 противоракет, 48 танков, 30 ББМ и 295 бронеавтомобилей.

Импорт ВВТ в США не имеет весомого значения в техническом оснащении национальных ВС. Основную долю составляют поставки комплектующих в рамках программ межгосударственной военно-промышленной кооперации. Готовые образцы ВВТ импортируются, как правило, исходя из экономической целесообразности, для использования  в качестве доноров запчастей по образцам, производство которых в США завершено, но находящимся на вооружении, в исследовательских целях,  а также в качестве музейных экспонатов.

США ежегодно оказывают военную помощь более 100 странам мира. Ее объем за период 2014-2018 годов составил 55,2 млрд. долл. Основными получателями этой военной помощи являются Израиль, Египет  и Афганистан.

США активно и гибко используют различные формы военно-технического сотрудничества с зарубежными странами, рассматривая их в качестве важного средства обеспечения национальных интересов. Учитывая значимость подобных связей в современной геополитической обстановке, американское руководство уделяет большое внимание их совершенствованию и расширению.

 

Выводы:

  1. В последние годы отмечалось заметное улучшение экономической ситуации в США. Однако, несмотря на позитивные тенденции в экономике, финансовое положение США остается сложным в связи с тем, что дефицит федерального бюджета за последние пять лет увеличился более чем вдвое, а его значительного сокращения в долгосрочной перспективе не ожидается. При этом в 2020 году в связи с экономическим кризисом вследствие пандемии коронавируса COVID-19 все прогнозы могут быть скорректированы в сторону ухудшения;
  2. В настоящее время страна обладает крупнейшей в мире экономикой, занимает лидирующее положение по уровню развития большинства отраслей обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства, энергетики и транспорта. США обладают значительными запасами многих полезных ископаемых, в том числе крупнейшими в мире достоверными запасами угля всех типов, большими запасами нефти и природного газа, руд многих металлов. В то же время США почти не имеют собственных запасов бокситов, руд никеля и олова и ряда других важных ресурсов. В последние годы крупные успехи достигнуты в наращивании объемов добычи углеводородного сырья;
  3. США играют ведущую роль в международных экономических отношениях. Для американской внешней торговли характерно отрицательное сальдо. Наибольший торговый дефицит отмечается с Китаем и странами ЕС. Поэтому администрация США уделяет повышенное внимание протекционистским мерам, нацеленным как на дальнейшее укрепление национального производства, так и на усиление американских позиций в международной торговле;
  4. Военные расходы США являются крупнейшими в мире и обеспечивают поддержание необходимого уровня боеготовности и технической оснащенности ВС США, улучшение материального положения, медицинского, жилищного и других видов обеспечения военнослужащих, а также решение задач по борьбе с международным терроризмом;
  5. США обладают самой мощной в мире военной промышленностью, имеющей полную отраслевую структуру. Все отрасли являются высокоразвитыми, а производимые вооружение и военная техника – высококачественными. Американский ВПК способен осуществлять самостоятельную разработку, производство, модернизацию, ремонт
    и утилизацию всей номенклатуры ВВТ и практически полностью удовлетворять потребности национальных ВС в современных образцах ВВТ;
  6. США являются крупнейшим мировым экспортером продукции военного назначения и поддерживают военно-техническое сотрудничество более чем со 170 государствами мира. Высокая экспортная ориентация производства является важным фактором устойчивости функционирования национальной военной промышленности за счет повышения степени загрузки производственных мощностей в условиях колебаний конъюнктуры рынка, а также способствует поддержанию мобилизационных производственных мощностей. В последние годы руководство страны взяло курс на расширение участия США в международной военно-промышленной кооперации;
  7. Военная промышленность США обладает значительными мобилизационными производственными мощностями, которые в условиях мобилизации позволяют резко нарастить выпуск таких типов ВВТ, как боевые самолеты и военные вертолеты, тактические ракеты, ЗУР малой дальности, ПТУР, средние танки и ББМ, а также широкой номенклатуры боеприпасов;
  8. В области разработки перспективных образцов ВВТ особое внимание уделяется работам по созданию сверх- и гиперзвуковых крылатых ракет, огневых средств системы ПРО, перспективного стратегического бомбардировщика, беспилотных летательных аппаратов различного назначения (в особенности боевых БПЛА), надводных кораблей новых типов, ПЛАРБ и авианосцев нового поколения.

Шашок Лариса


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Политика и геополитика
Возрастное ограничение