Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Политика и геополитика / Материалы направления
«Цифровые государства»: как они развивались
Материал разместил : Администратор Дата публикации: 22-03-2018

В прошлой статье мы разобрались, что из себя представляют цифровые государства по своей сути, на каких идеях они базируются и какими были первые работающие системы в США и СССР.

Теперь предлагаем перейти к важному периоду, когда возможность объединения разрозненных технологий на одной платформе встретилась с желанием сделать их массовыми.

Навстречу потребителю

В обзоре первых систем цифрового государства мы остановились на 1980-х годах и отметили, что в Штатах к тому времени сформировались тематические исследовательские группы и были внедрены несколько ИТ-решений. Например, подача налоговых деклараций через единый информационный портал.

В 90-х термин «цифровое государство» еще не существовал. Его предложили позже, но отдельные идеи уже были в ходу. В 1993 году президент США Билл Клинтон озаботился проблемой эффективности госаппарата и сформировал аналитическую группу. В том же году она представила доклад, в котором предлагались шаги по снижению уровня бюрократии и переориентации на нужды граждан.

В 1997 году вышел отчет «Модернизация госсистем на основе информационных технологий». В нем была сформирована основная идея ЦГ — министерства должны были начать использование ИТ для повышения эффективности взаимодействия граждан, бизнеса и государства. Особое внимание в отчете уделили синергии госуслуг и технологий. На основе этих наработок был сформирован «Меморандум о цифровом государстве». Он был адресован руководителям исполнительных органов и ведомств, которые позже подключились к работе.

В меморандуме был изложен ряд руководящих принципов концепции ЦГ. Один из основных принципов относился к работе с информацией и предписывал организовывать ее не по отдельным ведомствам, а по категориям услуг. Второй принцип — открытость и удобство взаимодействия граждан с государственными организациями и предоставление информации в понятном виде. Третий — безопасность и конфиденциальность такого взаимодействия.

В декабре 1999 года администрация Клинтона осуществила первые попытки внедрения систем цифрового государства в масштабе страны. К 2000 году уже 43% американцев были обеспеченыдоступом в интернет, так что ситуация располагала к реализации идеи общедоступного цифрового портала госуслуг. Он был запущен в 2000 году на домене FirstGov.gov, сейчас — переименован в USA.gov.

В 2001 году Джордж Буш сменил Билла Клинтона на посту президента США. Его президентская программа содержала развитие концепции ЦГ: «Расширенное цифровое государство» предусматривало необходимость совершенствования ИТ в госсекторе, упрощение бизнес-процессов и объединение информационных потоков различных правительственных министерств и ведомств.

Для достижения этих задач в 2002 году была учреждена специальная рабочая группа. Она выбрала 24 инициативы и подготовила экономическое обоснование для каждой из них, оценив потенциальные затраты, выгоды и риски. В их числе были такие сервисы, как E-Authentication (портал цифровых подписей); GovBenefits.gov (портал государственных льгот); Business Gateway (портал для бизнеса).

Центральным событием в процессе расширения систем ЦГ стало принятие «Закона о цифровом государстве» в 2002 году. Его положениями учреждался специальный отдел в Административно-бюджетном управлении и поощрялось использование ИТ в оказании госуслуг и межведомственных коммуникациях.

В 2003 году была опубликована обновленная стратегия цифрового государства. Она ставила интересы граждан в центр внимания — в документе встречались такие словосочетания, как например «доступ в три клика».

Другие значимые идеи касались межведомственной коммуникации, привлечения и удержания квалифицированной рабочей силы для поддержки всех ИТ-инициатив. В течение года с публикации закона были запущены такие порталы, как volunteer.gov (для координации волонтерских групп) и regulations.gov (для публикации официальных документов госорганов).

Стратегия также коснулась рекомендаций по работе с информационной архитектурой правительственных предприятий (Federal Enterprise Architecture Framework). Первая версия лучших практик была запущена в 1999 году. В ее основе лежит Модель Закмана.

Основная задача — повысить эффективность работы министерств и ведомств. В стратегии цифрового государства 2003 года подчеркивалась роль этого свода лучших практик. Он стал одним из первых вариантов комплексного подхода по централизации и объединению информационных услуг.

Исследование 2004 года, проведенное Американской ассоциацией государственного управления и ООН, подтвердило, что все усилия правительства США не прошли зря — страна опередила остальные государства-члены ООН в развитии систем ЦГ.

Однако, в большинстве случаев гражданам все еще приходилось либо по телефону, либо лично обращаться за получением госуслуг. Проблема заключалась еще и в том, что электронные формы нужно было зачастую дополнять бумажными заявлениями с подписью, а в отдельных штатах просто не было доступа к каким-либо электронным госуслугам. Сложилась ситуация, когда имелась вся необходимая инфраструктура, законодательство и стратегия, но не было единого формата работы систем ЦГ. С этим властям предстояло разобраться в следующие годы. 

Азиатское цифровое государство

Не только власти США были озабочены переходом на новый уровень управления государством и госуслугами. В лидерах наряду с западными странами с высоким уровнем проникновения интернета встречаются и азиатские государства.

Так, больших успехов на пути к построению цифрового государства достиг Сингапур. Уже в 80-х страна приступила к реализации национального плана по «компьютеризации». В его рамках был создан Национальный компьютерный совет (NCB). Одним из важных направлений его работы стала компьютеризация госуслуг. На первых этапах совет занимался автоматизацией рабочих функций и документооборота в правительственных учреждениях.

В 1989 году был запущен TradeNet — портал, который служил единой платформой для торговых и логистических операций. К 2000-му в стране сформировалась стратегия IT2000 Masterplan. Значительная ее часть посвящена консолидации ИТ-ресурсов вокруг решения задач граждан страны. В итоге был предложен «План действий по внедрению концепции ЦГ» на 2000-2003 годы. Его основный посыл — правительственные ведомства больше не должны быть изолированными друг от друга и предоставлять комплексные услуги.

Например, с 2003 года все жители Сингапура в возрасте от 15 лет могут подать заявку на получение SingPass — цифрового удостоверения личности для совершения операций с правительственным порталом онлайн-услуг.

Свои программы по созданию цифрового государства были и у Китая, и у Южной Кореи. Но мы остановимся на Японии, которая сегодня входит в число лидеров в сфере цифровизации госуслуг. В период с 1999 по 2005 года правительство Японии предложило несколько направлений развития ЦГ: Основные принципы общества, основанного на информации и коммуникациях; Закон, регулирующий эти принципы; программа e-Japan, объединяющая все меры по построению цифрового общества; и, наконец сама программа по построению ЦГ. 

Уже в 1997 году в стране была запущена единая информационная платформа, которая объединила министерства и ведомства — WAN Kasumigaseki. Важным шагом для распространения концепции ЦГ стало принятие в 2000 году Хартии глобального информационного общества. Главная мысль заключалась в том, что всем людям должны быть доступны блага этого общества. Документ был предложен к подписанию членам Большой восьмерки. Россия стала одной из стран, подписавших Хартию.

Зарождение цифрового государства в России

Еще до подписания Хартии в России предпринимались попытки цифровизации государственного сектора, например, создание «Концепции государственной информационной политики». К 1998 году ее подготовил профильный комитет Государственной Думы. В концепции прослеживается аналогия с другими документами того времени, созданными в США. Интересы общества находились в приоритете, а ИТ служили инструментом для их обслуживания.

Идейным продолжением концепции стала федеральная программа «Развитие информатизации в России на период до 2010 года». Она рассматривала как практические вопросы вроде формирования инфраструктуры, так и социально-экономические и нравственные аспекты работы с ИТ на государственном уровне, соблюдение культурно-исторических традиций, ценностей и идеалов. Документ так и не был утвержден. Таким образом, к подписанию Хартии глобального информационного общества Россия пришла без действующего плана или проекта цифрового государства. Тем не менее, как и другие члены Большой восьмерки, страна взяла на себя обязательство развивать ИТ-сектор на благо общества.

Конкретные меры были предприняты с запуском федеральной программы «Электронная Россия». Она была запущена в 2002 году, но ее реализация осложнялась тем, что только 19% правительственного персонала и 1% государственных чиновников имели доступ к Сети. Ситуация отражалось в индексах готовности к цифровому государству — в течение десяти лет России не удавалось продвинуться дальше 50-го места. В 2003 году в числе лидеров находились США, Чили, Австралия, Мексика и Великобритания. В 2005-м — США, Дания, Швеция, Великобритания, Южная Корея. Россия находилась между Уругваем и Республикой Беларусь.

Однако, уже в 2003 году в России начал реализовываться проект по широкомасштабному внедрению информационных технологий в федеральных ведомствах. По словам Леонида Реймана, занимавшего в тот момент должность министра информационных технологий и связи, около 80% ведомств и министерств перешли на электронный документооборот в начале 2000-х. Однако, подводя итог программы, министерство было вынуждено констатировать неутешительные результаты. «Электронная Россия» не достигла своих целей, но, как позже говорил Леонид Рейман, заложила важные основы для развития систем ЦГ в России.

О том, как продолжалось развитие ЦГ у нас и в других странах, расскажем в следующей части.


Источник: https://habrahabr.ru/company/1cloud/blog/351362/ 


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:Политика и геополитика
Возрастное ограничение