Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Политика и геополитика / Материалы направления
Колонизация Марса, постправда, #янебоюсьсказать: как 2016 год изменил мир и наше будущее
Материал разместил : Администратор Дата публикации: 31-12-2016

Ничего не случится, если вы пропустите известия о том, что в Китае родился поросёнок с двумя пятачками, а британские учёные разгадали тайну пропажи второго носка. Но есть важные тренды, которые влияют на наш быт, работу и развлечения. Именно о них рассказали эксперты.

О технологиях

Колонизация Марса — дело ближайших лет

Так же, как и перенос тяжёлой промышленности в космос и космический туризм. Это показали запуски SpaceX, Blue Origin и Virgin Galactic. Правда, они выявили и массу проблем, которые предстоит решить перед тем, как мы покинем эту планету.

А покинуть, по мнению Стивена Хокинга, придётся. Знаменитый учёный считает, что не стоит складывать все яйца в одну корзину (читай: на одной хрупкой планете, которую мы уже слегка раздолбали).

Дорогая, я улучшил детей

Технология редактирования генома захватила медицинские и технологические СМИ ещё в начале года. А в ноябре китайские учёные впервые использовали CRISPR для лечения людей. Учитывая потенциал технологии, это фантастический прорыв, чья безопасность, правда, всё ещё под вопросом. Перспективы же колоссальны: от борьбы с ранее неизлечимыми заболеваниями до безупречных с точки зрения генетики, «дизайнерских» детей.

Виртуальная реальность наступит в 2017 году

VR- и AR-технологии пока буксовали. Масса попыток и ни одного прорыва. Но всё указывает на то, что 2017-й станет переломным этапом для индустрии.

VR захватит прямые трансляции и, возможно, заглянет в кинотеатры. Начнутся эксперименты с корпоративным VR (полноценные рабочие места в трёхмерном виртуальном пространстве) и социальными сетями 2.0. Последнее — очевидный вектор развития Facebook, вспомните октябрьскую презентацию на конференции Oculus Connect.

Четверть века назад CNN совершил маленькую революцию: его репортёры освещали войну в Персидском заливе в прямом эфире. Так появился термин «эффект CNN». Это когда во время громких событий всё внимание приковано к СМИ, а «заурядная» жизнь замирает.

В этом году мы перешли ещё один Рубикон: иракские военные показали операцию по освобождению Мосула в Periscope. Впервые в истории войну стримили с таким размахом и таким количеством лайков.

В следующем году будет достаточно пустить прямую трансляцию в VR, чтобы получить не просто потоковое видео, а опыт, который вполне может изменить то, как мы потребляем и воспринимаем новости.

Слово года — постправда

Теперь мы официально живём в мире, где общественное мнение формируется на основании эмоций и личных взглядов людей. Термин здорово передаёт суть инфопространства: эмоциональный заряд обгоняет факт, а сам факт подают под абсолютно разными соусами. Постправдивые президентские выборы в США и брекзит — примеры, которые сложно представить годом ранее.

Жизнь или шоу? По мере развития медийных технологий всё сложнее отличить одно от другого. И мы в самом начале этого пути.

О работе

Вас заменят роботы

В Англии был период, названный историками «Овцы съели людей». Крестьян массово выгоняли с их земель, чтобы разводить на освободившихся площадях овец. Доход с продажи шерсти был выше, чем с налогов с крестьян.

Сейчас мы на пороге периода «Алгоритмы съели людей». Больше всего пострадают профессии, которые можно алгоритмизировать, а общение передать системам распознавания речи и чат-ботам.

Спрос на бухгалтеров уже который год падает на 30%. Дело не в экономический ситуации, а во внедрении IT-технологий: когда один бухгалтер может вести не одну, а 3–5 компаний без ущерба для качества. Также почти исчез спрос на страховых агентов. И скоро будет волна сокращений в банковской сфере.

Следующий этап дожуёт тех, кто далёк от компьютеров и офисных кресел. Он настанет, когда роботы станут дешевле. Тогда они будут выполнять физическую работу. Посмотрите, как работают роботы-грузчики на складе Amazon.

Конечно, человек никуда не денется. Он будет творцом алгоритмизированных и роботизированных систем. Но ниша нашей применимости будет всё уже. Это открывает огромные возможности для тех, кто хочет и готов работать головой. Но придётся много и упорно учиться и постоянно узнавать новое, больше заниматься своим развитием.

Станьте незаменимым экспертом, иначе останутся только низкоквалифицированные вакансии.

О маркетинге и общественных отношениях

Старость — новая молодость

В России формируется новая точка зрения на старость. Теперь это не «возраст дожития», как сформулировано в документах Минтруда, а период, когда можно реализоваться, наконец, после того, как поставил семью на ноги.

Заявивший о себе в 2012 году проект Владимира Яковлева «Возраст счастья» развивается, а вместе с ним и тренды на естественную красоту с морщинками и спорт для любого возраста. А аудитория социальных сетей запомнила 89-летнюю бабу Лену из Красноярска, путешествующую по миру.

Появился интерес к русскому

Люди начинают задаваться вопросом, что такое «современное русское» без хохломы и кокошников. Изоляция, в которой находится Россия, экономически сказывается негативно. Но есть и позитивный момент: люди взяли себя в руки и начали что-то делать. Например, бренд LavkaLavka собирается оживить посёлок Териберка из «Левиафана»

Появляются бренды, активно играющие на территории русского. Пусть это иногда выглядит как калька с западных образцов (например, фудтраки «Жаровня» с русскими бургерами), но попытка выразить что-то своё налицо. Люди начинают больше интересоваться своей историей и своими городами.

Так, в декабре прошла премьера фильма «Напротив Левого берега». Простые жители Ростова-на-Дону сняли короткометражки, в которых рассказали искренние истории о своём городе.

Началось обсуждение запретных и неудобных тем

Долгое время наша страна жила неосознанно, просто двигаясь куда-то. Строили коммунизм, встречали перестройку. Накопилось огромное количество вещей, которые мы проскочили, но опыт не извлекли. Потому что никогда не останавливались и не проговаривали. А проговаривание — лучшая терапия.

Недавний пример — флешмоб в Facebook #янебоюсьсказать. Он начался на Украине, и потом его подхватили в Рунете. Женщины и мужчины — преимущественно женщины — рассказывали о насилии, с которым столкнулись, и, проговаривая, освобождались от этого опыта.

Единственный способ обратить на проблемы общественное внимание — назвать вещи своими именами, признать, что они существуют. И после этого как-то их решать. Сейчас мы видим, как, благодаря в том числе социальным сетям, возникает общественная дискуссия.

Также в течение этого года люди начали более здраво реагировать на проявления сексизма и гендерного унижения в рекламе, кино, общественной жизни. Начали замечать, возмущаться, обсуждать. Это абсолютно правильный и здоровый шаг, который в будущем даст свои плоды.

Бренды перестают ориентироваться на мгновенную выгоду

Если раньше маркетинг рассматривал людей как источник денег, то сейчас бренды понимают, что лучше выстраивать долгосрочные отношения. Даже в крупных компаниях и институтах начинают рекомендовать заменить название «потребитель» на «человек». Мы всё-таки люди больше, чем потребители.

Особенно это заметно у спортивных брендов: Nike, Adidas, Reebok. Появляется множество бесплатных тренировок: регистрируешься и работаешь с тренером. В парках обустраиваются брендированные площадки, на которых можно заниматься воркаутом, бегом и так далее. И бренды уже не просто кроссовки продают, а становятся главными агитаторами за здоровый образ жизни и помогают начать его вести.

Люди объединяются в сообщества

Многие хотят иметь рядом человека со схожим мировоззрением, того, с кем можно общаться на интересные темы. Очень заметны, например, такие сообщества:

  • Сообщества мам. Это женщины, у которых много вопросов и сложностей. Городская среда не предназначена для них: с коляской в метро не спустишься, надо брать с собой еду при выходе в город, а ещё как-то работать и воспитывать ребёнка. Возникают локальные сообщества, даже закрытые, где мамы обмениваются опытом. Государство не может или не берёт на себя функцию обеспечения их жизни, и они сами начинают помогать друг другу.
  • Сообщества людей, придерживающихся здорового образа жизни. Это люди, которые начинают задумываться над питанием, над тем, чтобы больше двигаться, соблюдать баланс белков, жиров и углеводов. И правильное питание уже воспринимается не как диета, а как норма.

О кино и сериалах

Голливуд всё больше ностальгирует

Возрождается интеллектуальная собственность, популярная 20–30 лет назад. Даже в новых проектах вроде сериала «Очень странные дела» этот напряжённый взгляд в прошлое чувствуется чётко.

Качество сериалов растёт

Мы видим в сериалах всё больше актёров первой величины, крупных бюджетов, качественных спецэффектов и дорогого продакшена. В 2017-м эта тенденция лишь усилится, что уже видно по ряду объявленных премьер вроде «Большая маленькая ложь», «Табу», «Охотник за разумом».

На вершине по-прежнему супергеройское кино

У него были свои провалы и неожиданные взлёты, но никакой другой жанр не смог сбросить комиксы с пьедестала. Супергероика отлично себя чувствует и на малом экране. Поэтому в следующем году количество сериалов по комиксам вырастет почти в два раза: появятся и комедийные проекты («Бессильные»), и крупнобюджетные мини-сериалы («Нелюди»).

Тема искусственного интеллекта сошла на нет

Она была заметным трендом кино последних трёх лет («Она», «Страховщик», «Робокоп», «Превосходство», «Терминатор: Генезис», «Из машины», «Мстители: Эра Альтрона», «Робот по имени Чаппи»), но в этом году началось затишье. Лишь одинокий «Морган», напоминающий всё ту же «Из машины», исследовал эту тему.

Зато на телевидении тема получила отличное развитие в «Мире Дикого Запада» и втором сезоне «Людей».

2016 в плане кино выглядит пугающе пустым

Западающих в сердце инди-драм становится всё меньше, как и умного качественного кино. Мы получили прекрасную «Служанку», «Молчание», «Прибытие», приятных «Славных парней» и ещё ряд отличных фильмов. Но всё равно кажется, что их слишком мало и никакого прорыва в кино не произошло за весь год. Мастера вроде Чхан-ука и Скорсезе продолжают снимать шедевры, но какой-то новой крови, нового видения — этого так и не пришло.

Послесловие

Мы живём в очень интересное, хотя и непростое время. 2016 год — яркий тому пример. Но перемены и выход из зоны комфорта всегда сопряжены с какими-то трудностями, которые нужно преодолеть, чтобы стать сильнее.

Как сказал Александр Альхов, сейчас нужно много учиться и заниматься своим развитием. Надеемся, что Лайфхакер вам в этом помогает. Загляните в раздел «Итоги-2016»: там лучшие советы по прокачке мозга, приложения для увеличения продуктивности, спортивные гаджеты и многое другое.

Желаю светлых праздников и хорошего отдыха. Да, и какие у вас впечатления от 2016 года? Давайте сравним!

 
Виктор Фомин


Источник: https://lifehacker.ru/2016/12/30/itogi-2016/ 


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:Политика и геополитика
Возрастное ограничение