Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Наша команда
Горнова Анна Михайловна

С 2009-го года специализируется в морской и рыбной аналитике, является советником по рыбохозяйственному комплексу депутата Государственной Думы РФ.

Глава московского представительства Фонда восстановления и развития отечественного тунцового промысла «Марлин».

В настоящее время представляет рыбопромышленный холдинг «Балтсифуд».

Руководитель проекта "Морские порты" на Информ-24.

Анна Горнова: Морские альянсы будут активно формировать новую геополитику

Россия – морская держава, исторически занимающая свои твёрдые позиции среди лидирующих стран по длине своей береговой линии, мощи военно-морского флота, вылову водных биоресурсов. Имея многовековую морскую традицию, наша страна обладает огромным потенциалом в международной морской политике, который предстоит реализовать и наращивать в ближайшие годы.

На протяжении мировой истории можно видеть примеры объединения портовых городов. Пример из истории Англии - Союз сперва 5 –ти,  а позднее 14-ти портовых городов в английских графствах Кент и Суссекс. Союз Пяти портов образовался в средневековой Англии (ещё до 1066 года, когда в Англию пришли норманы) и  был серьёзной военной и экономической силой. В настоящее время союз Пять портов в основном осуществляет хозяйственное взаимодействие между портовыми городами юго-восточной Англии. Духовный менталитет современных жителей побережья тоже имеет много общего. Люди моря более свободолюбивы, вся их жизнедеятельность, их предки, род, их семьи связаны с морем.

Потенциал инструментов морской политики силён во все времена и может активно развиваться нами как внутри страны, так и на международной арене. Морские альянсы будут активно формировать новую геополитику.

Одним из таких динамично развивающихся альянсов современного мира, который объединяет развитие вектора «синей экономики» является БРИКС. Разработка нефтяных и газовых месторождений в морях и океанах, освоение водных биоресурсов, развитие логистики водных путей, модернизация портов, строительство городов на искусственных островах в океане, изучение океана и климата, высокие экологические стандарты технологий – основные составляющие синей морской экономики ближайшего будущего для нашей морской цивилизации. Ведь более 70% нашей планеты владеет  Океан.

Сегодня порты многих государств стремятся в той или иной степени к льготным режимам свободной торговли. В России за последние несколько лет на Дальнем Востоке сформированы территории опережающего развития, режим Свободного порта Владивосток распространён на целый ряд Дальневосточных портов, режим особой экономической зоны действует в Калининградской области, обсуждается различные варианты создания российского оффшора в Крыму. С одной стороны, такие меры призваны ускорить социально-экономическое развитие наших территорий, привлечь дополнительные доходы в местные бюджеты, сняв, тем самым, обременительную нагрузку с федеральной казны. С другой стороны, принятые меры служат интегратором наших прибрежных и островных территорий в «синюю экономику». Подтверждением мирового тренда «синей экономики» стала договорённость на высшем уровне между Россией и Китаем о создании центра исследований моря и климата.

Одним из основных ориентиров международной кооперации может служить итоговый документ ООН «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» содержит 17 глобальных целей. 25 сентября 2015 года эти цели одобрили 193 страны. Работа над достижением целей документа началась  1 января 2016 года и завершится к 31 декабря 2030 года. Касаясь морской политики, выделю:

  • Пункт 6. Обеспечение наличия и рациональное использование водных ресурсов и санитарии для всех;
  • Пункт 9. Создание прочной инфраструктуры, содействие обеспечению всеохватной и устойчивой индустриализации и внедрению инноваций;
  • Пункт 14. Сохранение и рациональное использование океанов, морей и морских ресурсов в интересах устойчивого развития.

 

Возрастное ограничение